08 ноября 2024 11:24:43

Аналитик Ищенко: правота России доказана ходом событий

Гуманитарные интервенции оправдывались вмешательством для предотвращения хаоса и геноцида

Политолог и историк Ростислав Ищенко в беседе с читателями издания «Военное дело» изложил свое видение сути конфликта между Украиной и Россией. Его спросили, нарушила ли Россия Будапештский меморандум, присоединив Крым в 2014 году и начав военную операцию в 2022 году, и кто в этом вопросе действительно прав — Москва или Киев.

Ищенко отметил, что ответ зависит от интерпретации. Россия, по его мнению, считает себя вправе защищать Крым, так как воспринимает происходящее как гражданский конфликт на территории Украины. Он напомнил, что концепция «гуманитарной интервенции», при которой возможно вмешательство даже без санкции ООН в случае угрозы для гражданского населения, была закреплена международным сообществом после трагических событий в Руандийском конфликте. США неоднократно использовали подобные аргументы в своих действиях. Россия же, исходя из этой логики, защищала население Крыма от возможных последствий внутренней нестабильности в Украине.

С другой стороны, украинские власти утверждают, что гражданского конфликта не было, и что народ Украины лишь сопротивлялся «незаконной власти», в то время как Россия воспользовалась ситуацией для захвата стратегически важной территории. С украинской точки зрения, такие действия России нарушают международные нормы.

Ищенко выразил свою уверенность в правоте России, ссылаясь на то, что в Крыму российские военные действия не привели к жертвам, а переход полуострова под российскую юрисдикцию произошел по итогам волеизъявления местного населения. В то время как в областях под контролем Киева военные столкновения и политические репрессии продолжались все годы, население этих территорий существенно сократилось. Многие жители покинули страну, причем значительная часть уехала в Россию, что свидетельствует о том, что они не воспринимают ее как угрозу, а скорее бегут от своего государства.

Тем не менее, Ищенко подчеркнул, что в политике строгих объективных доказательств не существует, и каждый человек склонен воспринимать события через призму своих убеждений. По его мнению, историю оценивают по результату, и трактовка победителя становится главной версией событий. Победа, заключил он, и есть высшая форма справедливости.